Сценарий "ПОПЕРЕК ВРЕМЕНИ"

           

                      ПОПЕРЕК ВРЕМЕНИ

                                                                                                              Пролетели, улетели 

                                                                                                                  Стая легких

                                                                                                                                 времерей      В.Хлебников


           Дали, Гала и Поэт 

Шоу, шум, танцы , очень шумное вступление  (текст утерян )


           ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ


Время - бестелесная субстанция, но иногда оно обретает вещественный смысл чего-то тягучего, мягкого, железного, но всегда расплавленного. На моих глазах сидели ХУДОЖНИК и ВРЕМЯ. Плохое Время. Такое же жирное, тягучее, самодовольное, каким оно мне и представлялось.

ВРЕМЯ (говорит с акцентом). Ты, великий художник. Я вас запомнил.

Тебя любит народ. Почему плохо живешь? Почему ходишь, как шакал драный, а?

ХУДОЖНИК (очень серьезно). А?

ВРЕМЯ. Почему нету дома у тебя? Где отец, мать, жена? Где дети? Почему народ не приходит в гости к тебе, за большой наш стол?

ХУДОЖНИК. Мне в доме плохо.

ВРЕМЯ. На улице от тебя шарахаются, вид у тебя нехороший, неаккуратный, вечно ты пьяный.

ХУДОЖНИК. Я больной. Не видишь, что ли?

ВРЕМЯ. Всегда народ любил сильных, здоровых людей. Бог наградил тебя талантом, отдай его мне и живи счастливо.

ХУДОЖНИК. Я стараюсь, но у меня ничего не выходит.

ВРЕМЯ. Почему у тебя даже нет женщины? Женщина красит человека, она его любит и ласкает. И он готов совершить ради нее подвиг. Очень плохо ты живешь.

ХУДОЖНИК. Но что же мне делать? Я стараюсь, но у меня ничего не выходит. Может я и так счастлив?

ВРЕМЯ. Прикидываешься сопляком и нытиком, да? А я то знаю твою страшную силу.

ХУДОЖНИК. Но первым она, наверное, убьет меня.

ВРЕМЯ. Убив себя, ты убьешь и меня, глупый.

ХУДОЖНИК. Я хочу, чтобы все было хорошо.

ВРЕМЯ. Ты все портишь, вечно прикидываешься (смеётся). Мы должны убить тебя, перед тем, как ты убьешь нас.

ХУДОЖНИК. Зачем?

ВРЕМЯ. Но ты же нас убьешь.

ХУДОЖНИК. Нет.

ВРЕМЯ. Мы все умрем, а ты будешь жить.

ХУДОЖНИК. Я?

ВРЕМЯ. Замолчи! Выпей вот это и тебе станет хорошо.

ХУДОЖНИК (пьёт). Что это?

ВРЕМЯ. Это я.


                 РЕМБО и ВЕРЛЕН

             Картина 1 

 (Маленькая гостиница, где-то в центре Европы, скорее всего в Швейцарии.  Дешевая, грязная комната. За столом РЕМБО и ВЕРЛЕН. Пьют. На столе пистолет Верлена. Верлен уже достаточно выпил.)

ВЕРЛЕН. Мальчик моё Артур, что-то ты последние дни какой-то страшный, взгляд у тебя страшный, страшный.

РЕМБО.  Это ты страшный. К черту все, надоело.

 ВЕРЛЕН.  Что ты такое говоришь, мальчик. Ты же знаешь, что значит для меня вся эта жизнь.

РЕМБО. Решил, дядя, поиграть на старости лет в бродячего поэта, а я с детства купаюсь вот в таком же дерьме. Проклятая жизнь!

ВЕРЛЕН. Артур, замолчи! Прости - я напомнил тебе детство, прости. Ты великий поэт, Артур. Когда я прочитал первый раз твои стихи, я просто не знал, что я теперь, кто я теперь, что мне теперь делать. Весь этот мой дом, набитый болванами, моя жена, богатство, самодовольная лень, все это было сметено одним движением. Ты теперь мне как сын, мальчик. Ты один мой  ученик. Да, кстати, Артур, ты и мой учитель. Да, учитель. (Наливает вина полный стакан.)

РЕМБО. Иногда и мне кажется, что я старше тебя. Что я прожил десять таких жизней, как твоя. Как мне все это надоело!

ВЕРЛЕН (вертит в руках пистолет). Что ты такое говоришь. Ты столько написал за это время. Ты же звал меня отцом. Тебя не забудут, Артур. Тебе же чуть больше двадцати. Время покажет своё. Время покажет, кто такой Артур Рембо.

РЕМБО. А пока это время закопало тебя, Поль! Где твой дом, где твоя жена, где твоя слава, где ты сам, Поль, в свои сорок лет? В дерьме.Ты наслаждаешься контрастом. .А я из этой дряни и не вылезал!

ВЕРЛЕН. И тебе не нравятся мои стихи?

РЕМБО. Нет.

ВЕРЛЕН. Ну что с тобой случилось, ты же был еще вчера нормальным.Ты же звал меня отцом.  

РЕМБО (кричит). Нет, я был ненормальным, ненормальным! Хватит, Я уже месяц ничего не пишу. Я стал другим. Хватит! (Хватает тетрадку с полки, рвет.) Дрянь! Дрянь!

 (Верлен вскакивает, хватает Артура, тот толкает его. Поль падает. Бросается снова. Артур наотмашь бьет его. Выстрел. Стрелял Верлен. Друзья замирают, глядят друг на друга. Оба страшно напуганы. Входит полицейский

ПОЛИЦЕЙСКИЙ.  Что за стрельба? (Видит пистолет в руке Верлена. Поль протягивает руки для наручников.) Молодой человек, будете свидетелем. 

РЕМБО. Да он не нарочно (неуверенно). Он так пошутил. Эй, да что вы его хватаете?

ПОЛИЦЕЙСКИЙ. Ишь, расселись тут, французская мразь. Это вам не Франция, ублюдки! А ты тоже захотел вместе с ним? Даже, если ты все  будешь отрицать на суде, он получит минимум два года по нашим законам. Не Франция это, ты  понял?

РЕМБО. Да пошел ты...

                Картина 2.

(Прошло время. Верлен окончательно обнищал. Рембо стал успешно торговать слоновой.костью, пока и с ним не случилось несчастье. Сцена поделена надвое. Слева и справа две кровати. Это две больницы - для самых бедных в Париже, и чуть побогаче где-то в провинции, на родине Рембо.)

ВРАЧ. (Отходя от постели Рембо, тихо говорит его матери). Он может умереть в любую минуту, ампутацией мы не смогли остановить гангрену, слишком поздно пришло из Африки судно.

МАТЬ. Господи!                                            

ВЕРДЕН. (На другом конце сцены. Сидит на кровати. Слегка пьян. Бормочет). Хе-хе, хе-хе. Наконец-то начало получаться. Еще в тюрьме, в тюрьме начало получаться. Слышишь ты, несмышлёныш Рембо. (Записывает). Как ты сказал? "Я прожил десять таких жизней, как твоя!" Нет, это уже я, Верлен, прожил десять прекрасных лет. Я понимаю дождь, я сам дождь. Хе-хе. Дождь - это слезы большего, чем человек существа, но не Бога, нет, еще не Бога.

РЕМБО. Старуха, ты здесь? Они так спешили, что пилили по-живому. Но я терпел, по сравнению с Африкой, это тьфу, а не боль. (Стонет).

МАТЬ. Прости нас, Артур.

РЕМБО. Бог простит...

ВЕРДЕН. Они сами приходят ко мне. Сами приходят ко мне. Я даже не мучаюсь. Я только жду их, как друзей. Как прекрасна жизнь!

РЕМБО. Чуть-чуть я не успел. Чуть-чуть не успел. Всё эти проклятые подонки. Если бы там был хоть один ещё такой, как я... Тонна кости, тонна слоновой кости! И ничего нет. Я же был уже богат!

МАТЬ (плачет). Всегда ты так, всегда.

ВЕРДЕН. Артур, как я понимаю легкость твоих стихов. Тебе она далась в начале, а мне в конце. В конце. Но я знаю, где твоя тетрадь. Я же чуть тебя не убил, Артур. Но всё спасено.

РЕМБО.  Старуха, дай мне тетрадь. Вон там. Вот смотри - цифры, здесь всё учтено. Смотри - тонна кости, я вынес её из центра Африки. Хотя бы один  человек  был бы рядом со мной!

МАТЬ. Ты всегда хотел быть один.

ВЕРЛЕН. Я тогда остался один.  Один. Артур, если бы ты слышал хотя бы один мой новый стих, ты бы снова стал звать меня по-старому. Это единственное, чего мне не достаёт. Мне кажется, что сегодня я умру 

РЕМБО. Последние 40 дней я шёл один. Все разбежались и поподыхали.  Хотя бы один человек рядом со мной, который бы верил в меня, который бы любил меня.

ВЕРЛЕН Ты остался поэтом, Артур. Все тебе удавалось, за что бы ты не взялся. Но я догнал тебя, догнал!

РЕМБО Хотя бы один порядочный человек и мы бы все спаслись.

ВЕРЛЕН (клонясь к подушке). Я догнал тебя, Артур...

МАТЬ (кричит). Артур! Что с тобой, Артур? Господи!

РЕМБО (плачет) Где же ты был раньше, отец?


                  СТРАННИК

       I картина.

 (1916 год. Григорий Петников и Виктор Хлебников в неизвестном пространстве)

 ХЛЕБНИКОВ. Есть частицы, которые движутся быстрее скорости света.

Они управляют временем и состоят из слов и цифр, не имеют ни размера, ни формы и путают причину со следствием.

 ПЕТНИКОВ. Солнце! Черное солнце, источающее энергию.

 ХЛЕБНИКОВ. Энергия светла. А для них энергия - всё равно, что масса для обычных частиц эфира. Часть частицы времени попадают в состояние, где нет энергии вовсе. Это - двойной покой, рождающий знание.

 ПЕТНИКОВ. Неуловимая, летящая буква Л.

 ХЛЕБНИКОВ. Во сне эти частицы проникают в сознание. И потому мы видим будущее. Сначала будущее, а потом прошлое. Важно достичь таких же скоростей, чтобы почувствовать законы времени.

 ПЕТНИКОВ. Солнце! Солнце будетлян. Великое Л!

 ХЛЕБНИКОВ. Только поэтому язык умней науки. А многие думают наоборот, что язык - средство. Язык - учитель, рожден движением со сверхсветовой скоростью. Еще чуть-чуть и он победит время.

 ПЕТНИКОВ. Дыр бул щел. Пиц паца! Пиц паца! Ио иа цолк! Дынза, дынза-дынза!

 ХЛЕБНИКОВ. Слова - это будущее устремленное назад. Стрела так быстро летящая, что её никто не видит.

 ПЕТНИКОВ.  Говори о будущем! Скорей, скорей!

 ХЛЕБНИКОВ. Ты проживешь 75 лет. Я проживу ровно 100 лет. Открыт закон гармонических колебаний жизни огромных волн, проявленного в истории движения частиц времени и знания. Стоячие волны с периодами 317 и 365 лет. Войны, рождение и падение государств теперь предсказуемы.

 ПЕТНИКОВ.  Диво лебединое. Праздник будетлян!

   

              2 картина.

 (1922 год. Захолустный проселок. Крестьянки, возвращающиеся в деревню, нашли на обочине странного человека, который не мог ходить. Это был Хлебников.). .

 1-я. КРЕСТЬЯНКА. Эй, человек, ты чего с утра напился?

  МУЖИК (с телеги). Чего тут?-

  2-я КРЕСТЬЯНКА. Странник помирает. К дохтуру бы его. 

 МУЖИК (сходит с телеги, нагибается к Хлебникову). Так он уже мертвый. (Снимает кепку).


                        ГАЛУА   


( текст начала сцены утерян)

…………………..                               

 ГАЛУА. Но, разве я мог по другому.  А эти крестьяне, что меня принесли, они, случайно, не конюхи? 

ПЬЕР. Какая разница? Что же ты наделал, господи.

       (Стук в дверь. Пьер открывает),

  ПЬЕР. Письмо..., кажется от Пуассона.

  ГАЛУА. Читай, только быстрее.

  ПЬЕР (читает). Господин Галуа, простите, но кажется я стал понимать  то, о чем вы пишете. Когда это случилось, я ощутил нечто подобное тому, что было в детстве при чтении геометрии Эвклида. Только сейчас до меня дошло, что Вы шаг за шагом создаете строгую теорию алгебры, по своим достоинствам не уступающую евклидовой геометрии. Ваш мозг настолько парадоксально и искренне мыслит, что мне, обычному человеку, трудно уяснить столь незнакомое и независимое явление. Вам всего 20 лет. Если и дальше вы будете продолжать с такой же силой, то и великий Гаусс не сможет угнаться за вами. Такая голова может перевернуть целый мир. Пожалуйста, опишите подробнее доказательства теорем 8 и 12, а то у меня голова кружится, когда я пытаюсь раскрыть их таинственный смысл. Приходите ко мне в любой день, а то я тут один совсем закис. Глубоко кланяюсь вашей светлой голове.

  С искренним приветом Симеон Дени Пуассон.

  ПЬЕР. Господи, я так в знал.

  ГАЛУА (тихо). Мне бы твою голову, Пьер.

  

                          ЧЕСТНЯКОВ


( 50-е годы XX века. Лужайка. На лужайке пастух ГАВРИЛА, НАТАШКА, САШКА и ДЕД ЕФИМ ).

САШКА. Деда, а часы - они живые, иль нет?

ГАВРИЛА. Ну и дурак, ты Сашка, ей Богу.

САШКА. А я не у тебя, я у деды спрашиваю. Тукают они - тук-тук, тук-тук. Раньше мирно спал, а как мамка из города часы привезла, так боюсь.

ГАВРИЛА. Так это ж, части механические трутся. Тук-тук. Сам ты тук-тук,

 НАТАШКА. Деда, а почему одни люди мало живут, а другие долго-долго, как ты?

ГАВРИЛА. Дядя Фима траву всю жизнь кушает. А вот Сашкин папка водку очень любил, вот и помер рано. Кто драться любит, того в драке зашибут. Бабы - те смирные. Бабы - вот, те долго живут.

САШКА. Деда, а дети тоже вырастут - умрут? Мне бабуся говорила, что на небе тоже люди живут.

ГАВРИЛА. Бабуся твоя, Сашка, хоть и старая, но вся в тебя. Книжки уже пора читать. Вот я вечером, каждый день по книжке читаю. Там и про это всё написано.

САШКА. А я, помните дедушка, в театре вашем старичка показывал. Вы мне бороду приклеили. Я подумал, если я старичок, то вдруг умру.

 ГАВРИЛА. Дядя Фима, зачем вы с ними в этот театр играете. Они, видите, какие-то чудные через это становятся. Старичком он себя почувствовал. Еще успеешь помереть.

САШКА. Что ты все перебиваешь. Деда пусть скажет. Я только деде верю.

 НАТАШКА. Дедушка, а бог есть?

ГАВРИЛА. И ты, Наташка, туда же...

САШКА. А у нас дома иконы поснимали, а сейчас мама вместо них ваши, дедушка; картинки повесила. Над моей кроватью в углу Поликушки Фролова портрет.

ГАВРИЛА. Дядя Фима, а что вы все детей-то рисуете? Лица какие-то глупые. Меня бы хоть нарисовали. А, все равно, пропадут ваши картинки. 

НАТАШКА. Деда, а почему у вас и жены, и детей нет, и в поле вы никогда не работаете? Не умеете?

ГАВРИЛА. Освобождённый он. Старички так решили. Пущай детей учит. 

НАТАШКА. Я бы хотела много-много детей родить. Тогда никогда не умрешь.

ГАВРИЛА. Да, сейчас, дети-то свои могут раньше времени в могилу отправить. Не нужны они никому. Вот дядя Фима без детей, как долго живет!                                                                                                                                 

САШКА. А я свою мамку очень люблю. Когда папка её бил, я очень плакал. И деду Фиму. Очень-очень люблю, хоть он мне и не родной.

 НАТАШКА. Дедушка, дедушка, а вы что же всё время молчите?

ЧЕСТНЯКОВ. Да я, детка, время слушаю.


Стихи и диалоги- С.Попова

Музыка  - А.Белоносова

Графика - Волкова 

Режиссура- С.Попова и Н.Викулова

       В спектакле участвуют:

В.Белов, А.Белоносов, Н.Викулов, Л.Краснова, Н.Краснов, В.Макаров,

 Н.Пивоварова, С.Попов, А.Сидоренков, А.Шишков, Е.Якушева.


Техническая группа: - П.Петров, А.Белоносов, Н.Краснов

  I. Интродукция

     Дождь

     Дали, Гала и Поэт 

     Художник и Время

 II. Галуа в Париже 

     Первый ученик

     Странник /В.Хлебников/

     Рембо и Верлен

III. Неизбежность 

     Ефим Честняков

                                                           Размножено в МИФИ 



Еще - Сергей Попов

Мурманская агитбригада
Кировск
Кандалакша
Фотка с Остановки
Юность Поэта
Викулов
Наш Зощенко
Все мы были тогда ХУ...
Шура Сидоренков
Тянь-шаньская агитбригада
Becherovka
Агитперелет-77
Показать еще

Еще - 1982

Играем Комнатный театр
Самиздат "Зеркало-5"
Городской телефон
О Майке Науменко
Самиздат "Зеркало-2"
Виктор Цой
ШТО в лучах заката
Наша лагерная жисть. "Юг"
Проникаясь идеями чучхе
Об утраченном времени
Пятый корпус
Самиздат "Зеркало-4"
Показать еще

Еще - ШТО

ШТО и "Поперек времени'
Мурманская агитбригада
Критики Мелюзги
Кировск
Люди с характером
Киргизия
Кандалакша
SHTOF NEW YEAR Co Ltd
Если
Пресса о ШТО
Весёленькая История
Черный юмор
Показать еще

Другие статьи

АБ Мигдал в моей жизни
Двенадцать
1970 ССО ХОР МИФИ в действии-1
09.05
Алмазы и "Акулы"
Концерт Высоцкого на Казыре
Викулов
Сахаров о Зельдовиче
Памяти МИФИческого барда Песковского
История нетипичного хориста, или лучше поздно, чем никогда
Раз картошка, два картошка...
Этикет по-британски
Показать еще

Тест
/