Об утраченном времени
В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО ВРЕМЕНИ

Давно уже научился по совету друга убирать под кат свои размышления и недолюбливаю тех, кто этого не делает.
Поэтому продолжим, если Вам угодно.
"ПОПЕРЕК ВРЕМЕНИ" - это была отличная идея, это было то, что волновало автора, это было то что надо нам.
Нас было немного, из старичков только Макаров, Сидоренков, Белов, конечно Викулов и Сергей Попов.
Молодежь тоже к тому времени в основном разбежалась. Кто-то уже закончил институт, другим неинтересно было заниматься театром, когда закончилось веселье: тусовки, поездки, капустники.
Смысл спектакля - двуличье Времени: в одних оно бурлит и клокочет, других заставляет подстраиваться и лукавить.
По форме спектакль составлен из диалогов, которые касаются смысла творчества, т.е. смысла жизни.
Первая сцена должна ошарашить яркостью и экстравагантностью богемного "насыщенного жизнью" Сальватора Дали, но в его разговор с женой вмешалась Тень Поэта, короткая жизнь которого - как укор жизни мэтра нового искусства.
Затем идет разговор художника-бродяги (мы узнаем в нем Анатолия Зверева), просыпающегося где-то на улице с потусторонним голосом Времени.
Вопрос уже поставлен: что выбрать - подчиниться циничному "Времени", "побороться" с ним, подминая под себя, но ему служа, или быть свободным, жить на улице, но быть Творцом, оставаясь собой.
Большинство героев спектакля выбирают свободу: Галуа - революцию, Хлебников - странничество, Рэмбо - оставляет поэзию и отправляется в путешествие (в воображении Сергея Попова он обращается к незамутненному христианству эфиопов).
Герой последней новеллы - Ефим Честняков- уединяется в глухой костромской глубинке и пишет, пишет, пишет портреты деревенской детворы.
Кто помнит, в то время по Москве долго перемещалась выставка работ Честнякова, как бы забытого и вновь открытого в 80-е художника-самородка. Уж не помню, где я увидел ее. Это Город Солнца, Потерянный и Обретенный Рай на земле!
Этот художник вправду был находкой, откровением для наших современников: как можно было так жить, так писать в нашей советской стране (как будто она не была советской - для тех кто еще верил в социализм, как будто в ней не было Гулага - для тех кто знал правду).
"- А не нужны никому ваши картинки..."- глубокомысленно изрекает "умудренный жизнью" крестьянин (Шура Сидоренков).
Еще как нужны!
Но кому-то и не нужны, и даже Поперек горла(!), или Поперек Времени (?).
Название непонятное, но говорящее.
Как и вся пьеса - о чем-то говорит, на что-то намекает. Но на что?
Точно по Прусту: "Только искусство - средство вернуть утраченное время".
Но не всем это нужно, многих устраивает то "Время", в котором живем, хотя это не Время, и это не жизнь.
Но ведь большинство и не живет, как сказал Мераб Мамардашвили.
Никого не хочется задевать, каждый живет как ему живется. Поэтому, дальше без имен.
Пришло время утверждения спектакля. А Попов серьезно заболел, туберкулез. Исчез.
Тогда я увидел воочию, как он дорог для всех.
Кого ни встретишь: "Как Серега? Передавай от меня..." - а я не имел никаких средств для связи.
Дальнейшая история проясняется только теперь, складываясь паззлом из кусочков воспоминаний. Викулов решил довести спектакль до показа не смотря на все препятствия.
К тому времени я один имел постоянный пропуск в МИФИ.
Мне Коля и поручил общение с партфункционерами. Первые попытки выйти на связь с ними были тщетны, им было недосуг. Как раз недавно произошел скандал по поводу самиздатского журнала в общаге.
"А кто у вас ответственный за культмассовую работу?"-спрашивает Викулов.
"Володя N"
"Да это ж наш в доску парень"
Парень наш в доску долго откладывает встречу, объясняет, что собрать партактив будет трудно, наконец берет у меня сценарий на ознакомление.
Через некоторое время встречаемся с ним в коридоре.
Не могу воссоздать эту встречу в памяти кроме ощущения безнадежности нашей затеи.
При том, что нет конкретных претензий к тексту, кроме одной:
"А это вот зачем?"
Это - стихотворение С Попова о предательстве и раскаянии апостола Петра "Первый ученик".
Для меня это новость, на репетициях этого не было, действительно - зачем?
Но, с другой стороны, что в нем крамольного?
Для меня, как и для многих тогда, христианство было тогда только феноменом культуры, отсылки к которому неистребимы. Но одно дело, проскочит в речи "О, Господи! Господи помилуй", это простительно, как поминание имени Божия всуе. Другое дело - задержать внимание на лице Христова апостола. "Зачем это?" Оказалось, об этом и Попов не знал, что в последний момент Викулов решил вставить в спектакль несколько Сережиных стихотворений. У меня в руках листок бумаги "Размножено в МИФИ - 50 экз"
Это програмка спектакля, который было решено показать хоть раз без всяких разрешений.
Члены комиссии были приглашены. Конечно они не пришли.
I Интродукция
Дождь
Дали, Гала и Поэт
Художник и Время
II Галуа в Париже
Первый ученик
Странник /В.Хлебников/
Рембо и Верлен
III Неизбежность
Ефим Чесняков
Не знаю, что обозначают римские цифры и слово интродукция.
Дождь, Первый ученик и Неизбежность - это вставленные в текст спектакля стихотворения. Очень жаль, что нет самого текста. Так он и остался в столе у зама по культмассовой работе. Совсем недавно, разбирая свой архив, Валера Белов нашел поповский автограф и прислал его мне.
Это было, как вы думаете что?
Стихотворение "Первый ученик"
Я его переслал Попову на мэйл, который, как мне казалось, уже умер.
Но ответ пришел, хоть и не сразу.
Автор с удивлением принял свое детище и вспомнил о нас.
Время идет, хотя для кого-то "застой", в котором мы жили тогда продолжается, его хотят возродить.
"Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв". А кто жив, то знает, что он жив.

Еще - Алексей Шишков

О ШТО
Поперек времени

Еще - 1982

Играем Комнатный театр
Самиздат "Зеркало-5"
Городской телефон
О Майке Науменко
Самиздат "Зеркало-2"
Виктор Цой
ШТО в лучах заката
Наша лагерная жисть. "Юг"
Пятый корпус
Самиздат "Зеркало-4"
Проникаясь идеями чучхе
Поперек времени
Показать еще

Еще - ШТО

ШТО и "Поперек времени'
Мурманская агитбригада
Киргизия
Люди с характером
SHTOF NEW YEAR Co Ltd
Пресса о ШТО
Кировск
Мелочи "Мелюзги"
Черный юмор
Битом по быту
Агитбригада-77
Критики Мелюзги
Показать еще

Другие статьи

Кандалакша
Посвящение в студенты
Участники из СССР в первых рядах!
Критики Мелюзги
Вопли модератора
МИФИ как рассадник легкой шизы или квантовая теория марксизма-ленинизма
В ДК "Москворечье" в 72 году
Наши мертвые улыбаются
В проходной оборонного НИИ
Игорь Евгеньевич Тамм
Заметки хориста
Магнитный термоядерный реактор
Показать еще

Тест
/